Иоанн Кронштадтский
Грех
Не смешивай человека — это образ божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастие, болезнь, мечта бесовская , но существо его — образ Божий — все-таки в нем остаются.
Отчего всякое движение сердца ко греху считается грехом и наказывается тотчас? — Оттого, что грех в малом есть задаток греха и во многом, ведет ко греху в великом, ибо душа человеческая есть простое существо, и одно мгновенное движение сердца ко греху есть уже грех. Итак, поелику всякий малый грех ведет к большому, то он наказывается всегда в самом начале и должен быть сокрушаем.
Не живет господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к сластям земным, к деньгам и проч… Опытом дознано и познается ежедневно. В том сердце живет жестокосердие, гордость, высокомерие, презорство, злоба, мщение, зависть, скупость, , суетность и тщеславие, кража, обман, лицемерие и притворство, хитрость, ласкательство и пресмыкательство, блуд, сквернословие, буйство, измена, клятвопреступление.
Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или к худому, к вере или неверию, к простоте или лукавству, к любви и ненависти, к доброжелательству и зависти, к щедрости и скупости, к целомудрию и блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О какое нужно трезвление и внимание к себе!
Есть грех рассеянности, Которому мы все сильно подвержены; не надо его забывать, а каяться в нем; мы предаемся рассеянности не только дома, но и в церкви. Виновник рассеянности — дьявол и многоразличные пристрастия наши к житейскому, земному; причины ее — маловерие; средство против нее — усердная молитва.
Пустые речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу.
Злобы, как огня бойся. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как «любовию, вся терпящею», и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она не прикрывалась благовидностью.
Несомненно, что дьявол в сердцах весьма многих людей сидит какою-то сердечной вялостью, расслаблением и леностью ко всякому доброму и полезному делу, особенно к делу веры и благочестия, требующему сердечного внимания и трезвления, вообще духовного труда. Так он поражает сердце вялостью, а ум тупостью во время молитвы; так он поражает сердце холодностью и бездействием тогда, когда нужно сделать добро. Надо постоянно внимать своему сердцу, прогонять из него мглу лености и окамененного нечувствия, наблюдать, чтобы оно всегда горело верою и любовию к богу и ближнему и готово было на все труды и самопожертвование для славы Божией и для спасения ближнего.
Помните все, что в мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается: зло сопровождается скорбью, теснотой в сердце, а добро миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога. Делающие добро или исполнители этого нравственного или евангельского закона ( он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукою.
Поражая болезнью телесный наш состав, Господь сокрушает ветхого, греховного, плотского человека, чтобы дать силу новому человеку, которого мы обессилили плотскими целями: чревоугодием, праздностью, развлечениями, пристрастиями многоразличными. » Егда немоществую, тогда силен есмь» (Кор.12.10). Надо с благодарностью принимать болезнь.
Тот грех, на который ты не соизволяешь, не вменяется тебе; например, невольное преткновение на молитве, помыслы скверные и хульные, непроизвольная злоба, с которыми мы усердно боремся, скупость, которой мы отвращаемся, — это все нападения злого духа. Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить.
Когда враг гнездится в душе, тогда надо более молчать, ибо тогда мы недостойны слова, которое есть дар Слова Ипостасного. Прогони врага, водвори мир в сердце и тогда говори.
Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша в том, что мы свое зло приписываем другому.
Не раздражайся на погрешающих, на оскорбляющих, не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его, как э то обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу, у всякого есть совесть, всякий слышит слово Божие, знает волю Божию или из книг или из разговора с другими; особенно не смотри злонамеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела; каждый » своему Господеви стоит или падает » ( Рим.14.4); ты же свои грехи, свое сердце исправляй.